Каждый помнит аномальную жару в 2010 году, когда дым от горящих торфяников покрывал улицы, когда воздух был настолько горячим, что обжигал плечи. Обычные вентиляторы или проветривание квартир не помогало людям избежать жары, поэтому они были вынуждены покупать кондиционеры. Как результат, рынок, если его сравнивать с 2009 годом, вырос вдвое, и все компании, занимающиеся продажей климатических систем, полностью распродали все кондиционеры. Это был чрезвычайно успешный для них период, ведь по окончанию сезона продаж у них на складах не оставалось ни одной единицы товара.
Казалось, что раз уж люди запаслись кондиционерами, то ожидать очередного скачка не приходится, но не тут-то было. Лето 2011 опять выдалось жарким. Хоть аномальной жары и не наблюдалось, но дистрибьюторы климатических систем заметили очередной скачок на рынке, который на сей раз вырос в 1.5 раза. В тот период было продано более 3 миллионов кондиционеров. Почуяв возможность наживы, в этой отрасли стали появляться новые игроки, и если сравнивать количество производителей кондиционеров в период с 2010 по 2011 гг, то их число выросло в 3 раза, а именно – с 60 до 180 брендов. Разумеется, увеличилось и число дистрибьюторов, а также компаний, специализирующихся на монтаже данной техники. Здесь подсчитать и представить конкретные цифры практически невозможно, но можно точно сказать, что их число увеличилось более чем в 3 раза.
Что же произошло в тот период? Вышел ли рынок на новый уровень? Эксперты утверждают, что сильная жара не только изменила сам рынок, но и потребителя. Если раньше люди считали, что кондиционер – это роскошь, доступная только богатым членам общества, то сейчас они его воспринимают как предмет необходимости. Также эксперты прогнозировали, что рынок будет продолжать расти и дальше, а в особенности его рост будет касаться дешевого сегмента. Именно он удовлетворяет потребности самого широкого слоя населения. Не удивительно, что прогнозы оправдались с появлением на рынке участников из Китая. Китайские компании предлагали модели, цена которых была ниже 10 000 рублей, и это сыграло ключевую психологическую роль. В частности, столь низкие цены позволили преодолеть психологический барьер покупателей, которые раньше полагали, что кондиционеры должны покупать только богатые люди.
Современные новостройки уже подготовлены к монтажу наружных блоков бытовых кондиционеров
Однако на новый и более качественный этап развития рынок не вышел, ведь в течение следующих нескольких лет продажи упали более чем на 30%.
Что же произошло?
Когда объем продаж сократился, рынок достиг точки насыщения. Такое понятие существует, и совершенно несложно догадаться, что оно обозначает. В нашем случае людей, которые были готовы установить на предприятия или у себя дома кондиционер, практически не осталось, ведь все уже давным-давно это сделали. Конечно, иногда старые модели выходили из строя и требовали замены, но это был слишком малый процент. В любом случае, когда достигается точка насыщения рынка, объем продаж либо замедляется, либо прекращается.
Достаточно долго эксперты пытались определить, когда рынок достигнет точки насыщения. В частности, рассматривали рынок бытовых кондиционеров. Некоторые говорили, что точка насыщения составляет один миллион моделей, другие твердили цифру в полтора миллиона. В 2011 году эта точка достигала трех миллионов и даже больше.
Ситуация, развивающаяся в 2012-2013 годах, оправдала все ожидания. В этот звездный час для производителей и продавцов рынок не только достиг точки насыщения, но и превысил ее. На данный момент, после аномальной жары в 2011 году, показатели рынка падают, и во многом причиной спада показателей является прохладная погода. В продаже кондиционеров именно погода является одним из ключевых факторов.
Изменение объема продаж бытовых сплит-систем
Если верить оценкам экспертов, то точка насыщения рынка в 2014 году находится в пределах 2 миллионов внешних блоков. Предполагается, что рынок должен стабилизироваться, если тому будет способствовать жаркая погода.
Сегмент кондиционирования коммерческого использования зависит от погоды меньше, но и здесь наблюдается та же тенденция. Участники в один голос твердят, что инвестиции в строительство упали в течение последних нескольких лет.
Важно выделить тот факт, что во многом падение касается только дешевого сегмента, ведь именно небогатые люди отказываются от покупки и установки кондиционеров в первую очередь. К тому же, осенью 2013 года кондиционеры продавались по цене, которая была ниже их себестоимости, а это плохие перспективы для продавцов и производителей. В первую очередь это говорит о том, что покупатели отказываются «брать» кондиционеры по разумной цене, и продавцы вынуждены хотя бы освободить деньги, которые они вложили. Конечно, если вложенные деньги являются собственными, то можно не торопиться продавать товар по себестоимости, но дело в том, что в большинстве случаев вложенные деньги – кредитные.
Так как недорогое оборудование у продавцов всегда оставалось, в 2013 года объемы импорта упали. Один из китайских производителей поставил в Россию в 3 раза меньше блоков по сравнению с 2011 годом. Эта же тенденция, скорее всего, будет свойственна и 2014 году.
На основе материалов из журналов "ON", "Мир Климата", "АВОК"