Специализирующиеся на производстве климатического оборудования компании из Поднебесной приступили к серьезному укреплению своих позиций на мировом рынке. Отныне они не только экспортируют системы кондиционирования, но и инвестируют в различные коммерческие проекты за территорией Китая.
Раньше азиатское государство отличалось от других стран дешевой рабочей силой, что благоприятно сказывалось на стоимости китайских изделий. С началом бурного экономического процветания республика обрела развитую производственную инфраструктуру, благодаря чему климатическая индустрия КНР стала весьма конкурентоспособной. При этом растущая оплата труда населения страны серьезно мешает сохранению конкурентных преимуществ.
Проходящая в середине осени минувшего года на территории азиатского государства 116-я Кантонская ярмарка показала, что экспорт произведенного в Китае бытового оборудования продолжает снижаться. Исходя из сведений таможенного ведомства страны, за первые 7 месяцев прошлого года экспорт систем кондиционирования бытового назначения снизился почти на 8 процентов в сравнении с базисным периодом.
Таким образом, китайским производителям стало ясно, что активная поддержка экспортной политики является нерациональной, поэтому они перешли на инвестирование зарубежных проектов как в отдельности, так и совместно с другими корпорациями из Европы, Азии, Африки и Америки. Пользуясь узнаваемостью мировых торговых марок, китайские производители работают над усилением позиций собственных брендов и получением технологического преимущества над конкурирующими предприятиями.
В качестве примера интернационального взаимодействия можно привести партнерские отношения Midea и Carrier. Пять лет назад китайская Midea обзавелась 32,5 процентами ценных бумаг корпорации Miraco Carrier (Египет). Уже через год компания выкупила половину климатических проектов Carrier, потратив на это свыше 220 миллионов долларов. Отметим, что 50 процентов египетских предприятий располагаются на просторах Южной Америки. Аналогичное слияние и поглощение на иностранных рынках просматривалось со стороны Haier и TLC.
Предприятия, изготавливающие комплектующие для систем климатизации, занимаются активным приобретением производственных мощностей за территорией Поднебесной уже в течение многих лет.
В частности, после того как Huayi договорилась с компанией Cubigel (Испания) о покупке мощностей, производящих компрессорное оборудование, она превратилась в ведущего мирового поставщика герметичных воздухонагнетателей поршневого типа. Вместе с тем реализация на европейской территории произведенных Huayi компрессоров осуществляется посредством дистрибьюторских каналов корпорации Cubigel, которая не утратила статус активного игрока на мировом рынке климатического оборудования.
Прошедший год запомнился рыночной активностью производителя холодильных устройств Snowkey, заявившего об инвестировании более 18 миллионов долларов в покупку подразделений корпорации RefComp (Италия) и ее китайского дочернего предприятия RefComp Shanghai, которые отвечают за поршневые и винтовые компрессоры. Эта финансовая операция позволит Snowkey обзавестись новейшими технологиями изготовления воздухонагнетателей винтового типа. В результате компания укрепит рыночные позиции и продолжит сетевое развитие.
Кроме того, еще три года назад китайская Yantai Moon договорилась с российским холдингом «Агромаш» о приобретении более чем 98-процентной доли предприятия Dunham-Bush. Сделку оценили в 100 млн долларов.
Не отстает от своих конкурентов и Sanhua, агрессивно участвующая в покупке иностранных компаний. Так, два года назад ее менеджмент заявил о покупке немецкого поставщика элементов для систем кондиционирования, а по истечении года – двух американских компаний, выпускающих теплообменные агрегаты.
Причиной освоения китайскими компаниями Латиноамериканского и Азиатского регионов является более дешевая рабочая сила, а также экономия на таможенных взносах.
На основе материалов из журнала "Мир Климата"